суббота, 15 августа 2009 г.

FAQ по малому бизнесу - часть 4

Часть IV. Отношения с сотрудниками и клиентами

В: Можно ли принимать на работу людей «с улицы», или лучше ограничиться родственниками и знакомыми?

Можно принимать на работу только знакомых, можно, наоборот, принимать на работу только незнакомых. Лично я считаю, что брать на работу друзей и родственников — не очень умно. И вот почему.

Во-первых, Вам будет очень тяжело объяснить жене, что Вы не берёте её брата на работу только из-за того, что он не умеет работать на компьютере. И ещё тяжелее Вам будет объяснить жене, почему Вы хотите уволить её брата за прогул, и не хотите дать ему «ещё один шанс».

Во-вторых, хорошие работники, не являющиеся Вашими родственниками, не будут задерживаться в Вашей фирме.

И, главное, отношение к Вам Ваших подчинённых-родственников будет отнюдь не благодарным. Расскажу старый анекдот.

Офицер решил завязать с военной службой, вернулся в свой родной город. А там его друг детства ресторан открыл. Ну и приглашает офицера к себе на работу:
— Работа, Коля, будет такая. Видишь через дорогу банк? Утром идёшь в банк, получаешь две штуки баксов. Приносишь мне в кабинет. Тысяча мне, тысяча — тебе. Устраивает?
— Устраивает.
Проходит месяц. Коля грустный ходит. Ну, друг зовёт его к себе, спрашивает:
— Коля, что случилось? Чем недоволен?
— Понимаешь, я каждое утро приношу две тысячи, мы их делим. Тысяча мне, тысяча — тебе…
— И? Что не так?
— Несправедливо! В банк-то я один хожу!


На самом деле, в жизни дела обстоят именно как в этом анекдоте. Какие бы сказочные условия Вы ни предоставили Вашим родственникам, они всё равно будут думать, что Вы на них наживаетесь.

Короче говоря, семейный бизнес имеет свои отрицательные стороны. И лично я скорее побреюсь налысо, чем приму на работу хотя бы одного своего знакомого.

Как именно нужно эксплуатировать сотрудников?

Правил два.

Правило первое — зарплату определяете не Вы, а рынок. Если Вы платите меньше, чем Ваши конкуренты — у Вас будут сотрудники, которых не берут ни в какое другое место. Например, пьющие сотрудники или сильноопаздывающие сотрудники. Если Вы платите столько же, сколько и Ваши конкуренты — у Вас есть шанс набрать себе приличных людей. Платить выше рынка бессмысленно — это никак не повлияет на качество сотрудников.

Правило второе — благодарность людям не свойственна. Не думайте, что Вы можете купить лояльность сотрудника за белую зарплату и бесплатные обеды. Как только Вы начнёте задерживать зарплату, или делать ещё что-нибудь нехорошее, сотрудники тут же начнут разбегаться, как крысы с тонущего корабля.

Поясню второе правило. Некоторые руководители думают: «буду-ка я давать ребятам авансы и платить премии. В трудную минуту они меня поддержат». Так вот. Не поддержат. Ваши проблемы — это Ваши проблемы, а не их.

Да, пара слов про разные ужасы типа ненормированного рабочего дня и талонов на посещение сортира. Разумеется, Вы можете издеваться над сотрудниками, как захотите. Однако помните при этом две вещи. Во-первых, в этом случае Вам придётся платить им больше. И, во-вторых, лучшие сотрудники всё равно будут от Вас уходить к тем работодателям, которые не называют их «тупыми пидорами», когда они косячат.

Короче, к сотрудникам нужно относиться примерно как к дорогим станкам. Протирать маслом, следить, чтобы на них не капала вода, и регулярно проводить техническое обслуживание.

В: Я знаю, что «не обманешь — не продашь». Но что же делать, если у меня есть совесть?

Тот, кто выдумал поговорку «не обманешь — не продашь» явно был не бизнесменом. Дело в том, что основную выручку делают постоянные клиенты. И постоянные клиенты не будут ходить в то место, где их обманули.

Получается, что обманывать — невыгодно. Лучше без обмана получить двадцать раз по сто рублей, чем обмануть и один раз получить двести пятьдесят. Тем более, что у обманутых клиентов есть свойство приходить обратно и громко возмущаться.

Другой вопрос, что Ваши продавцы далеко не всегда умеют продавать, говоря правду. Но методы обучения продавцов — это тема для отдельного разговора.

В: Что делать, если я физически не могу халтурить — умею делать только качественные вещи?

Есть распространённый миф: дескать малый бизнес — это такие шаромыжники, которые в подвале на коленке заправляют картриджи от принтеров.

На самом деле, качество в малом бизнесе сильно скачет. Есть как откровенно низкое, так и необычайно высокое качество. В зависимости от характера владельца бизнеса.

Загляните например, в любой современный торговый центр. Пройдитесь по этажам. Секции с прозрачными стенами, где торгуют дублёнками, сумками и сапогами — это малый бизнес. Оформлено, как правило, в этих местах всё идеально. С другой стороны, если мы заглянем на рынок, мы увидим всё то же самое, но на грязных прилавках. Это — тоже малый бизнес.

Разница — только в характере владельцев. Один предпочитает торговать на рынках, другой — в торговых центрах. Поэтому, если Вы любите делать всё качественно и красиво, у Вас несомненно будет такая возможность.

Ещё пример. Знаменитые тюнинговые мастерские — это, как правило, небольшие фирмы. Потому что чем меньше фирма, тем более высокого качества можно достичь. Если, конечно, хозяин будет стремиться именно к качеству, а не к росту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий